Листовка - оружие пролетариата или современный вид рекламы?!

— 04.05.2017


Листовка – полиграфическая продукция информационного, рекламного, религиозного или агитационно-пропагандистского содержания. По сути, а также по внешнему виду является листом бумаги с текстовым посланием и/или иллюстрациями, нанесенными на одну или обе стороны листовки. Самый простой и доступный из продуктов типографии.

Точно установить исторический период появления листовок не представляется возможным. Так называемые “подметные грамоты”, вручную размножаемые переписчиками для распространения общественно-значимой (политической, военной, религиозной) информации, имели хождения на Руси задолго до фактической подмены рунического письма адаптированным латинским алфавитом, произведенной византийскими монахами Кириллом и Мефодием. В отличие от запечатанной корреспонденции, которая, к слову, стала прототипом буклетов, подметные грамоты транспортировались в открытом виде и зачитывались гонцами в местах скопления людей.

 Как оружие информационной войны и средство идеологической пропаганды листовки впервые отметились в германских Крестьянских войнах в начале XVI века. Всего десятилетие спустя, в 1534 г., французский король Франциск I с удивлением обнаружил у дверей своих покоев в замке Амбуаз протестантскую листовку еретического содержания, что послужило началом знаменитого “дела о листовках” и гонений гугенотов. С тех пор листовка стала одним из символов и основных орудий подпольной агитации и борьбы.

 Однако и незадачливый французский правитель, и последующие диктаторы пришли бы в некоторое замешательство, узнав, что во время многочисленных войн XX века безобидная, на первый взгляд, листовка огромными тиражами забрасывалась на территорию противника для деморализации и подрыва боевого духа гражданского населения и личного состава армий обоими противоборствующими сторонами. Уже тогда осознание значения информации, как самого грозного в истории человечества оружия, с трудом проникая под каски, ворочалось в узколобых головах военного руководства.

 С развитием современных средств массовой информации идеологическая пропаганда переключилась на более технологичные методы зомбирования подконтрольного населения. А листовка, не растеряв ни капли своей функциональности, стала мощнейшим инструментом проведения бюджетных рекламных компаний. Благодаря возможности производства гигантских тиражей при весьма скромной стоимости производства, листовка пользуется заслуженной популярностью среди рекламодателей.